Напомним, по данным United Nations Comtrade Database, абсолютный рекорд импорта строительной техники в Украину был поставлен в 2008 году. В этот год импорт достиг объема $539,1 млн., за которым последовал спад до $68,9 млн. в кризисном 2009-м. После периода восстановления следующий пик был достигнут в 2012 г., когда импорт строительной техники достиг $223,3 млн. – передает SpecMachinery.com.ua.
С началом российской агрессии рынок стройтехники вновь обвалился, и в 2014 г. упал почти в три раза, и в следующем, 2015-м продолжал падать, и достиг дна в $58,2 млн. Однако затем последовал стремительный рост: в 2016-м г. рынок вырос до $121,4 млн., а в 2017-м – достиг довоенного уровня в $223 млн.
В 2018-м – рост продолжился, и год стал рекордным за все годы, начиная с 2010-го. Этому способствовали и повышение общего благосостояния в Украине, и проекты дорожного и коммунального строительства, которые приобретают все большие и большие масштабы в нашей стране.
Тем не менее, интересы строителей (а также техника, которую они выбирают) претерпели изменения: в 2018-м предпочтение отдавалось в первую очередь более «простой» технике. Так, по информации SpecMachinery.com.ua, почти в два раза вырос спрос на строительную и спецтехнику из Китая, в то время как спрос на американскую технику остался приблизительно на уровне 2017-го года. Кроме того, рынок новой техники очень серьезно стала теснить техника б/у. И даже официальные дилеры строительной техники и транспорта – все больше обращают внимание на систему Trade-in и б/у техники из Европы.
Текущий, 2019-й год, отмечен самыми разнообразными влияниями. И одним из основных факторов, влияющих на рынок стали выборы президента Украины, а затем и Парламента.
Дилеры и производители спецтехники
Как отметил в интервью SpecMachinery.com.ua Олег Никитин, бизнес-менеджер Volvo CE, производитель отмечает очень хороший рос по строительной технике в прошлом году. Отмечается рост дорожного строительства – дорожные компании начали рассматривать и приобретать новые машины. Строительный рынок восстанавливается, однако он еще не в блестящем положении, и потенциал роста очень велик. Поэтому Volvo CE в 2019 году рассчитывает на продолжение тренда развития.
Кроме того, в Украине – сложная ситуация в секторе малых коммунальных машин. Децентрализация в бюджетах дала то, что муниципалитеты уже стали закупать небольшие коммунальные машины. Однако это только начало. Это – тот емкий потенциальный сегмент, который ожидает развития в Украине.
По словам представителей компании-дилера китайской техники SDLG и ряда других брендов, в 2019 г. продажи просели на 50%. Причина – выборы и замораживание ряда проектов по строительству дорог.
При этом в Украине вырос рынок запчастей, сервиса и обслуживания: строители и дорожники предпочитают ремонтировать старую технику, вместо покупки новой. А поскольку в группу компаний входит несколько предприятий, то в целом наблюдается рост продаж.
По мнению представителей компании, до конца года такая тенденция не изменится.
Отечественные производители спецтехники
Представители отечественных компаний-производителей спецтехники в комментариях SpecMachinery.com.ua раскрыли несколько новых граней вопроса.
В группе компаний «Спец-Ком-Сервис» (торговая марка Polycar – украинское предприятие, которое специализируется на производстве кузовного оборудования, изготовлении кузовов спецтехники и продаже грузовых автомобилей различных марок) отмечают, что в 2019 г. спрос упал. В основном спрашивают и заказывают изотермические, промтоварные, рефрижераторные фургоны, бортовые платформы и автоэвакуаторы. При этом по сравнению с первым полугодием 18-го заказов на порядок меньше.
От оставшейся части года ожидают повышения спроса.
Отметим, компания «Спец-Ком-Сервис» с 2009 года выполнила большое количество проектов по производству всех видов кузовного оборудования на базе различных шасси. Каждый проект прорабатывается индивидуально под заказчика, с учетом всех технических норм и требований.
Представители другого отечественного производителя спецтехники, «Завода спецтехники «Техкомплект», отмечают, что в 2019-м году у украинских заказчиков пользуются особым спросом автогидроподъемники и санитарные автомобили.
Виктория Таргонская, ведущий специалист по маркетинговым коммуникациям «Завода спецтехники «Техкомплект» отмечает:
«Это немудрено, поскольку автогидроподъемники «Техкомплект» итальянского и южнокорейского производства традиционно занимают порядка 60% рынка тех автогидроподъемников, которые продаются в Украине. К слову сказать, далеко не все продавцы автовышек в Украине могут предложить не просто продажу автогидроподъемников отечественного и иностранного происхождения, но и полный цикл производства: крупноузловая сборка, изготовление сварной рамы и монтаж телескопических и комбинированных подъемников на грузовые шасси IVECO, МАЗ, КрАЗ, ГАЗ, Renault и другие совместимые. Кроме того, у «Техкомплекта» есть возможность выполнять сервисное обслуживание и ремонт автовышек, причем, не только собственной сборки, но и тех, которые проданы и не взяты в результате поломки на внеплановый ремонт конкурентами. На сегодняшний день в Украине только Техкомплект может предложить выполнение такой сложной ремонтной работы, как сборка и разборка стрелы автогидроподъемника».
На третьем месте по спросу – крано-манипуляторные установки (в основном, краны-манипуляторы интересуют тех, кто планирует приобретать в «Техкомплекте» бортовые автомобили, самосвалы и мусоровозы).
Кроме того, в компании отмечают рост спроса в первом полугодии на автотопливозаправщики. И это вполне объяснимо: при современном темпе строительства автомагистралей в Украине, важно обеспечить возможность постоянной дозаправки спецтехники (напомним, как SpecMachinery.com.ua уже писал, буквально на днях, пять автотопливозаправщиков с автоцистерной 4 кубометра на базе IVECO отправились к своему покупателю «Автомагистраль Юг»).
В целом же, ежемесячно в Кошмановке Машевского района на Полтавщине, где расположено основное производство «Техкомплект», открыто более 10 наряд-заказов на производство автотопливозаправщиков. Производство автоцистерн может быть предложено объемом от 4 до 20 кубометров, но наиболее востребованная группа бензовозов - топливозаправщики с цистерной 4-5 кубометров.