Чтобы поддерживать динамику роста этих цифр, необходимо развивать зарядную инфраструктуру. Фактически, в период с 2020 по 2030 год нужно инвестировать от 110 до 180 млрд долларов, чтобы удовлетворить глобальный спрос на зарядные станции для электромобилей как в общественных местах, так и внутри домов.
А что в Украине? Согласно исследованию IRS Group, по состоянию на 1 июля 2020 года, в Украине зарегистрировано около 22 тыс. электрокаров и еще столько же гибридов. Весь же украинский автопарк на 2018 год насчитывал более 6,5 млн авто.
«Фактически, в Украине всего лишь пол процента электрокаров. И хотя в отличие от Амстердама мы не декларировали о полном переходе на «нулевой выхлоп» к 2030 году, этот процент однозначно будет расти. Если говорить о зарядных станциях, то по состоянию на начало сентября 2020 их численность достигла более 8 тыс. единиц, что на 60% больше, чем годом ранее. Причем пункты зарядки открывают не только в больших городах, а и на трассах государственного значения», – рассказывает Андрей Рыжиков, СEO и управляющий партнер девелоперской компании DC Evolution.
На трех наиболее развитых рынках электромобилей – Китае, странах ЕС, а также Великобритании и США – зарядка в жилых и коммерческих зданиях станет ключом к масштабированию отрасли. Однако без модернизации электрической инфраструктуры зданий удовлетворить постоянно растущий спрос на зарядные устройства не удастся.
«Это же касается и Украины. К слову, несколько лет назад даже в наши устаревшие ДБН пробралась норма о том, что не менее 5% паркомест должно быть зарезервировано под электромобили, а значит, и обеспечено зарядными станциями. Но мало, обеспечить электрозарядками парковки, они должны появиться и стать стандартной функцией во всех коммерческих и жилых объектах. Безусловно, это требует более тщательного планирования системы распределения электроэнергии как в самом здании, так и в инфраструктуре местной электросети», – добавляет Андрей Рыжиков
Профессиональные девелоперы уже активно осваивают этот вопрос. Сегодня есть две модели: первая – девелопер сам устанавливает зарядные станции, вторая – девелопер привлекает оператора, который системно этим занимается.
«В чем основные сложности? Их две: низкая мощность, которую может выделять сама зарядная станция, и соответственно низкая скорость зарядки. Например, вы поставили солнечную панельку или подключились к обычной розетке, но заряжать она будет только один автомобиль и делать это 10-12-16 часов. Есть суперчарджеры, которые заряжают за десятки минут, но для этого нужны мощности от 60 до 150 киловатт на одну зарядку. Это очень много. И когда таких станций нужно поставить десять параллельно, получается, что необходим мегаватт электроэнергии», – объясняет Андрей Рыжиков
По словам эксперта, тянуть мощные магистральные электрические сети у нас очень сложно и дорого, а существующие в очень плачевном состоянии. Операторы распределительных электрических сетей стараются их улучшать, но чаще всего это делается за деньги тех же подключений, но не так быстро, не так хорошо и не в тех места. Зарядная инфраструктуры вне больших городов для электрических подключений вообще практически отсутствует.
Сейчас готовится очередной законопроект, который предполагает упрощение подключения к электросетям, что позволит сделать рывок в развитии сети зарядной инфраструктуры, а значит и более стремительный переход на «безвредные» авто.
«К слову, кататься по коммерческому тарифу на электроэнергию ненамного дешевле, чем на бензине или дизеле. Но абсолютно очевидно, что массовый переход на электрокары неизбежен, поэтому все общественные центры и ЖК надо активно оборудовать электрозарядными станциями. Ради интереса, провел на фейсбуке опрос своих подписчиков и друзей. 81% процент хотели бы приобрести электромобиль. Электронастоящее уже наступило», – резюмирует Андрей Рыжиков